Итак, Теория решения изобретательских задач.

Буду потихоньку выкладывать сюда немножко переработанный материал из книжек Альтшуллера.

Что такое изобретение? Это что-то необычное, хотя зачастую не такое уж технически сложное. Мой учитель физики считает, что изобретателем может быть каждый, если ему с детства подкидывать нетривиальные задачи, рассчитанные на сообразительность. Думаю, он прав, да только мало где маленьким детям дают такие развивающие задачи. А уже годам к 15 мы зачастую перестаем мыслить так же гибко, школа загоняет нас в рамки того, что принято.

И мы говорим, что что-то невозможно.

А между прочим зачастую различные открытия были сделаны оттого, что кто-то просто не знал того, что "все знают": того, что что-то невозможно. Не знал и доказал обратное.

Но по сути изобретательские задачи может решить каждый, если не будет изначально ставить на себе крест: я не знаю, я не понимаю... На самом деле ведь просто лень подумать, правда?

Разберем один из приемов решения задач на простом примере. Думаю, многие его даже встречали.

Девочка справляла день рождения. кто-то из гостей принес большую коробку конфет. Конфеты были сделаны в виде шоколадных бутылочек, наполненных густым малиновым сиропом. Один из гостей спросил:
- Интересно, как изготавливают бутылочки?
- Сначала делают шоколадную бутылочку, потом заливают в нее сироп, - пояснил другое гость.
- Сироп обязательно должен быть густым, иначе конфета получится непрочное. А густой сироп трудно залить в бутылочку. Можно, конечно, нагреть сироп, он станет более жидким. Но беда - горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Выиграем в скорости, проиграем в качестве, будет больше брака...


Думаю, многие из вас знают правильный ответ на задачу: все делается как раз наоборот. Сироп разливают в формочки и замораживают, а потом поливают шоколадом - и конфеты готовы.

Итак, первый принцип ТРИЗ:
Сделать наоборот