Прежде чем ответить на вопрос, можно ли однозначно отобразить квадрат на его сторону, приведу вольные выдержки из работы Павла Флоренского "Обратная перспектива", где я впервые и прочитала об этой проблеме.
Кстати, у Флоренского решения не дается.
Решение я вычитала через несколько лет совсем в другом месте. Оно меня восхитило своей простотой.
Но однако, ГДЕ я об этом читала, — хоть убейте не помню. А сама это самое "простое решение" помню весьма приблизительно...
Поэтому пока только лирика.
Советую от всей души: прочитайте!
Речь вначале идет, собственно, о живописи.
П. Флоренский. Обратная перспектива.Что значит воспроизвести некоторую реальность?
Это значит привести точки воспринимаемого пространства в соответствие с точками некоторого другого пространства, в данном случае – плоскости. Но действительность по меньшей мере трехмерна, – даже если забыть о четвертом измерении, времени, – плоскость только двухмерна. Возможно ли такое соответствие? Возможно ли трехмерный образ отобразить на двухмерном протяжении, хватит ли в последнем точек, соответствующих точкам первого, или, математически говоря: мощность образа трехмерного и таковая же двухмерного могут ли быть сравнимы? — Ответ, естественно напрашивающийся на ум, — «Конечно, нет», — «Конечно, нет, ибо в трехмерном образе — бесконечное множество двумерных разрезов, и, следовательно, мощность его бесконечно больше мощности каждого отдельного разреза». Но данный выше ответ, по-видимому, естественный, не может быть признан правильным. Определеннее: мощность всякого трех- и даже многомерного образа точно такая же, как и мощность любого двух- и даже одномерного образа. Изобразить четырех- или трехмерную действительность на плоскости можно, и можно не только на плоскости, но и на любом отрезке прямой или кривой линии. При этом такое отображение можно установить БЕСЧИСЛЕННЫМ множеством соответствий!
...
Ограничимся случаем изображения квадрата со стороною в одну единицу длины на прямолинейном отрезке, равном стороне вышеозначенного квадрата, — т.е. СЛУЧАЕМ ИЗОБРАЖЕНИЯ КВАДРАТА НА ЕГО СОБСТВЕННОЙ СТОРОНЕ; все другие случаи легко могут быть рассмотрены по образцу этого. Так вот, Георг Кантор указал аналитический прием, при помощи которого устанавливается соответствие между каждой точкой квадрата и каждой точкой его стороны: это значит, что если нам даны х и у - местоположение в любой точке квадрата, то некоторым единообразным приемом мы отыщем z, определяющую некоторую точку стороны квадрата, изображение вышеозначенной точки самого квадрата; и наоборот, если указана произвольная точка на отрезке — изображении квадрата, то отыщется и изображаемая этою точкою точка самого квадрата. Таким образом, ни одна точка квадрата не останется неотображенной, и ни одна точка изображения не будет пустой, ничему не соответствующей: КВАДРАТ БУДЕТ ОТОБРАЖЕН НА СВОЕЙ СТОРОНЕ. Подобно этому может быть отображен на стороне квадрата и на самом квадрате – куб, гиперкуб и вообще квадратовидное геометрическое образование ЛЮБОГО и даже БЕСКОНЕЧНО БОЛЬШОГО числа измерений.
…
Итак, непрерывные множества все между собою равномощны. Но, обладая одинаковой мощностью, они не имеют одних и тех же «умопостигаемых» или «идеальных» чисел в смысле Кантора, т.е. не «подобны» между собою.
Иначе говоря, нельзя отображать их друг в друге, не затрагивая их СТРОЕНИЯ. При установке соответствия нарушается либо непрерывность изображаемого образа (- это когда хотят соблюсти взаимную однозначность изображаемого и изображения-), либо взаимная однозначность того и другого (-когда сохраняется непрерывность изображаемого-).
…
Иначе говоря, изображение квадрата на линии, или объема на поверхности, передает все точки, но неспособно передать форму изображаемого, как целого, как внутренне определенного в своем строении предмета: передается содержание пространства, но не его организация. Чтобы изобразить некоторое пространство со всем его точечным содержанием, необходимо, образно говоря, или столочь его в бесконечно тонкий порошок и, тщательно размешав его, рассыпать по изобразительной плоскости, так чтобы от первоначальной организации не осталось и помину, или же разрезать на множество слоев, так что нечто от формы останется, но расположить эти слои с повторениями одних и тех же элементов формы, а с другой стороны с взаимным проникновением этих элементов друг через друга, следствием чего оказывается воплощенность нескольких элементов формы в одних и тех же точках изображения.
В итоге: ИЗОБРАЗИТЬ ПРОСТРАНСТВО НА ПЛОСКОСТИ ВОЗМОЖНО, НО НЕ ИНАЧЕ КАК РАЗРУШАЯ ФОРМУ ИЗОБРАЖАЕМОГО.
Прежде чем ответить на вопрос, можно ли однозначно отобразить квадрат на его сторону, приведу вольные выдержки из работы Павла Флоренского "Обратная перспектива", где я впервые и прочитала об этой проблеме.
Кстати, у Флоренского решения не дается.
Решение я вычитала через несколько лет совсем в другом месте. Оно меня восхитило своей простотой.
Но однако, ГДЕ я об этом читала, — хоть убейте не помню. А сама это самое "простое решение" помню весьма приблизительно...
Поэтому пока только лирика.
Советую от всей души: прочитайте!
Речь вначале идет, собственно, о живописи.
П. Флоренский. Обратная перспектива.
Кстати, у Флоренского решения не дается.
Решение я вычитала через несколько лет совсем в другом месте. Оно меня восхитило своей простотой.
Но однако, ГДЕ я об этом читала, — хоть убейте не помню. А сама это самое "простое решение" помню весьма приблизительно...
Поэтому пока только лирика.
Советую от всей души: прочитайте!
Речь вначале идет, собственно, о живописи.
П. Флоренский. Обратная перспектива.