Парадокс об удвоении шара еще называют парадоксом Банаха-Тарского-Хаусдорфа, потому что существует менее известный и более ранний парадокс Хаусдорфа, который похож на парадокс удвоения шара и имеет тот же принцип доказательства.
В самом деле, почему речь идёт не о "развенчании", как это было раньше с другими парадоксами, а о доказательстве?
Почему?Да потому что за этими парадоксами скрываются теоремы. Теоремы, которые доказываются абсолютно строго. Единственный их "недостаток" состоит в том, что они полностью противоречат нашему "здравому смыслу", нашим законам логики, нашим представлениям о мире. И поэтому, конечно, люди, сталкивающиеся с этим, по мере "вникания в проблему" должны испытывать некоторые смешанные чувства от небольшого замешательства до мистического ужаса (в зависимости от собственной впечатлительности))).
Единственное, что здесь для меня абсолютно неясно, как можно было додуматься до этого? Если многие, даже читая уже готовые теоремы с доказательствами, отчаянно отказываются верить этому, то каково же было это придумывать?
Не буду вдаваться в математические подробности, потому что они для меня пока еще сложны настолько, что в рамки школьной программы уместить я их не могу...
Но я работаю над этим ))) Думаю в ближайшее время посвятить несколько записей основаниям теории множеств, различным ее аксиоматикам, и в том числе аксиоме выбора, на которой и основывается доказательство парадокса Банаха-Тарского. Долгое время считалось, что этот парадокс как раз и служит ее (аксиомы выбора) опровержением. А всё дело в том, что аксиома эта неконструктивна.
Я сейчас намеренно упрощу дело, но всё же попытаюсь объяснить, в чем тут загвоздка. Аксиома выбора гласит, что если у нас есть семейство непустых и непересекающихся множеств Аi, то мы можем составить новое множество В, взяв в него ровно по одному элементу из каждого множества Аi. Казалось бы, чего проще? Казалось бы, где здесь может быть противоречие? Однако же аксиома не дает нам никаких указаний насчет способа, которым мы должны выбирать элементы из этих множеств.
Очень мне нравится фраза из Википедии: Бытует мнение, что доказательства, полученные с привлечением этой аксиомы, имеют иную познавательную ценность, чем доказательства, независимые от неё.
Но на этой аксиоме стоит остановиться отдельно.
Сейчас только скажу, что она используется при доказательстве парадокса Банаха-Тарского-Хаусдорфа.
И, наконец, сформулирую сам парадокс.
Парадокс удвоения шара
Трёхмерный шар можно разбить на конечное число «кусков» и составить из них два таких же шара. При этом для удвоения шара достаточно пяти кусков, но четырёх недостаточно.
Можете себе представить???
Когда речь идёт о бесконечности, это дело одно... То есть бесконечным числом кусков вроде бы никого и не удивишь... Мало ли что в бесконечности может случиться... Но пять?!!...
Единственное, что "утешает" — это такая же "неконструктивность" парадокса, как неконструктивность аксиомы выбора. Он говорит, что сделать это можно, но не говорит, как. И как это сделать, не знает никто... Или почти никто...
И вот тут я как раз перехожу к той части, ради которой я и подняла эту тему. Додумалась я до этого далеко не первая. Ссылок в интернете много. Но я на первенство и не претендую ))))
Я просто к тому, что это ведь какая суперская аллюзия на Евангельские пять хлебов! А?
То, о чем человек может мыслить лишь как об абстрактной возможности, от которой голова идёт кругом, для Бога — лишь апостериорное подтверждение Его практических (и вполне конструктивных) возможностей.
Пять хлебов было поделено в строгом соответствии с парадоксом Банаха-Тарского )))
Подтверждение 6.1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
6.2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.
6.3 Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.
6.4 Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.
6.5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
6.6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
6.7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
6.8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
6.9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
6.10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
6.11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
6.12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
6.13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
6.14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
Евангелие от Иоанна. Глава 6
Парадокс Банаха-Тарского II
Парадокс об удвоении шара еще называют парадоксом Банаха-Тарского-Хаусдорфа, потому что существует менее известный и более ранний парадокс Хаусдорфа, который похож на парадокс удвоения шара и имеет тот же принцип доказательства.
В самом деле, почему речь идёт не о "развенчании", как это было раньше с другими парадоксами, а о доказательстве?
Почему?
Подтверждение
В самом деле, почему речь идёт не о "развенчании", как это было раньше с другими парадоксами, а о доказательстве?
Почему?
Подтверждение