Опять всплыла тема о трудностях понимания математики учащимися.
Длинно и путанноУ меня не то что бы появились кардинально новые соображения, но кое-какими наблюдениями всё же поделюсь.
Ну, во-первых, то, что касается любой дисциплины — не только математики. Очень важен хороший эмоциональный контакт учителя с учениками. Если расположил их к себе, считай уже полдела в кармане. А математики как правило люди гораздо более эмоционально сдержанные, чем носители знаний из других областей науки. Вот и не всегда получается этот самый "хороший контакт". Сдержанность принимается за холодность и безразличие... А отсюда и куча других недоразумений.
Оговорюсь: всё здесь не касается детей, увлеченных математикой. Речь идет о тех детях, которых как раз увлечь не получается.
Я вот, например, замечаю по своим занятиям: те, кого я могу расположить к себе, понимают меня гораздо лучше тех, кому я не нравлюсь. Отдаю себе отчет, что никакую Америку я тут не открыла, но специально первые занятия посвящаю исключительно "созданию отношений". Потому что прекрасно понимаю, что иначе потом мне же и настанет труба. Если никто меня понимать не будет. Даю легкие задачи, ставлю кучу пятерок, говорю, какие все молодцы-умницы. И это приносит плоды. Но не такие весомые, как хотелось бы.
Но самое главное — и это тоже не ново — состоит, конечно, ни в каких ни в личностных взаимоотношениях. Главное состоит в умении систематически работать. А если его нет, всё остальное не считается. И чем старше, тем труднее такие вещи нарабатываются.
Вот мне, в определенном смысле, повезло. У меня курс начинается с основ комбинаторики и теории вероятностей.
До этого я по собственной инициативе провожу одно занятие по матлогике и одно по теории множеств. Ибо куда же в лезть, комбинаторику и теорию вероятностей, ничего не зная о множествах.
Но мы пробегаем всё по таким верхам, что на первой лекции (да и на нескольких последующих) я говорю: "Нам повезло! Мы начинаем учить такие темы, которые вы не знаете совсем! Поэтому мы начинаем с нуля! Я понимаю, что у многих из вас в школе с математикой было плохо. У некоторых плохо было и на первом курсе. Так вот, для того, чтобы понять наши с вами темы, вам не нужно практически никаких предварительных знаний! Разве что таблица умножения. Всё остальное я вам расскажу. Поэтому стоит просто ходить на лекции и практики, не пропуская, и от занятия к занятию мы будем продвигаться вперед, каждый раз узнавая что-то новое! Это несложно! Главное, не создать себе пробелов, которые чем больше, тем труднее восполняются."
И так я говорю долго и не раз.
Для демонстрации такого неслыханного понимания математики вызываю на практике каждого к доске, с каждым решаю по задаче, чего бы это ни стоило, — и ставлю пятерку. Если уж совсем дуб, то четверку, приговаривая, что для первого раза очень неплохо.
Но в этом году убедилась еще раз, что все эти увещевания мало чего стоят, потому что ежели нет у человека навыка трудиться день за днем, — ничего не будет!
В математике — точно ничего.
На занятия ходит меньше половины студентов, и у меня уже паника. Я не знаю, что делать целый семестр на теорвере с теми, кто пропустит комбинаторику! Вот правда не знаю.
В гуманитарных науках на этот счет, мне кажется, проще. Если ты вчера не прочел "Как закалялась сталь", то сегодня тебе ничто не помешает читать "Войну и мир". Но если ты не умеешь складывать дроби, ни в какой из областей математики тебе делать нечего.
===
И отдельная вещь. Стиль преподавания.
Знаете, с чем я недавно столкнулась. Мы, преподаватели, наверное некоторых вещей за собой не замечаем. Не замечаем и того, что многое из того, что кажется нам "в самом деле очевидным", таковым не является. То есть, понятное дело, что нам всем кажется, что мы объясняем максимально доступно. Но это "максимально доступно" — с высоты наших знаний. А человек, сидящий перед нами, не понимает таких вещей, в непонимании которых мы не можем его даже заподозрить...
Сейчас попробую пояснить, потому что эта мысль стала для меня своего рода откровением.
В этом году весной и летом и уже частично осенью я много занималась с сыном своей знакомой. Мальчик завалил множество предметов, в частности, дифуры, дискретную математику и теорвер. И я готовила его к пересдачам. Из того, что ему было нужно, некоторых тем я не помнила совсем, и мне приходилось вспоминать их с нуля, а некоторые я преподаю вот уже много лет.
Так вот, самое удивительное, что те темы, которых я не помнила, и которые мы разбирали вместе с ним, — оба как новички, — он понял гораздо лучше! Видимо, потому что мы с ним разговаривали на одном языке. Языке посвящаемых неофитов.
Те же темы, в которых я чувствовала себя как рыба в воде, и объясняла их со всею доступной мне доходчивостью — не могу сказать, что он не понял, — понял, но хуже. Причем, заметно хуже. Так, что можно проследить закономерность.
И вот тут я подумала еще одну вещь...
Есть задачи, которые я решаю со студентами из года в год, начав еще ассистентом, и ведя практику за другим лектором, и сейчас, уже читая сама свой курс.
Когда я начинала преподавать (а это было через несколько лет после окончания вуза, и я много чего забыла), задачи казались мне очень сложными. Как сейчас помню, в понедельник у меня были пары, и всё воскресенье напролет я готовилась, решая все задачи подряд, и иногда подглядывая в ответы.
А потом объясняла студентам. И они каким-то волшебным образом меня очень хорошо понимали. Очень хорошо! Выше всяких моих ожиданий.
А теперь вот эти же самые задачи кажутся мне проще некуда, но кроме меня обычно в аудитории решить их никто не может...
Можно, конечно, списать это на деградацию подрастающего поколения, на то, что сейчас у меня объективно более слабые студенты, потому что другой вуз и другие специальности...
Но мне кажется, дело не только в этом. Просто с ростом профессионализма у преподавателя теряется со студентами "связь дилетантов", которая позволяет двум слабым понять друг друга гораздо лучше, чем слабый в состоянии понять сильного...
Вот, где-то так.
Дорогие модераторы, извиняюсь, если это не по теме сообщества