I seem to be innocent...
Мне интересны апории Зенона, с помощью которых доказывается утверждение Парменида о том, что движения не существует. Ну про движение - это уже вопрос философии, а сами апории - вещь математическая =)
Увы, я знаю только две самых известных:
1. Быстроногий Ахиллес не догонит черепаху.
2. Летящая стрела покоится.
Ну и также было бы интересно, все-таки, что именно привело к тому, что они не верны?
Увы, я знаю только две самых известных:
1. Быстроногий Ахиллес не догонит черепаху.
2. Летящая стрела покоится.
Ну и также было бы интересно, все-таки, что именно привело к тому, что они не верны?
Подмена континуальных понятий дискретными. Это если одним предложением )))
Для меня это очень интересная тема! И достаточно хорошо изученная.
Обещаю написать ))))
Это если одним предложением )))
Как ни странно, я его даже поняла) Просто я вот думаю... Может, кроме этого еще были причины?
Буду с нетерпением ждать, заранее спасибо.
Ладно. *взяла с полки уже запылившееся терпение и протерла тряпочкой*
Ибо Парменид утверждал не то, что движение невозможно, а что истинное, а не кажущееся нам, Бытие - мир, т.е., если упростить
А, если мы воспринимать будем - как древние - пространство и время только дискретными, то и движение тоже должно быть "покадровым", если можно так сказать) То есть, оно должно быть "перескакиванием" из одного места в другое, из одного момента в другой) А таковое движение невозможно, ибо истинное Бытие едино и неделимо, говорил Парменид) И разных отдельных мест и моментов в нем нет) И вот это воззрение учителя своего, Парменида, Зенон Элейский и пытался обосновать) С помощью апорий)
Остальные апории, касающиеся движения, называются Дихотомия и Стадий)
Чтобы подробнее, можно почитать вот это: Комарова В. Я. Учение Зенона Элейского. //Вестник Ленинградского университета, 1981.
Написано просто и со вкусом)
Изв, если не к месту вылезла) Но меня в самое воображение поразила фраза: что именно привело к тому, что они не верны?) Они ВЕРНЫ - для того времени) С миропониманием древних греков и римлян они как раз согласованы) Но, поскольку это миропонимание не идеально, и мы теперь о мире знаем больше (не все, но
Ну все это я знаю. Собственно, и узнала я об этих апориях из курса философии. Просто конкретно сейчас мне бы хотелось узнать о их математической составляющей =)
А книжки мне читать времени и сил не хватает.. Даже к собеседованию по философии никак не начну читать философский текст. Просто нужно мужество для этого дела... Осилить 50 страниц А4 философского текста для меня - подвиг, хотя мне и нравится этот предмет.
У Комаровой, конечно, есть и о математической составляющей, но, раз философские книшшки читать скучно - не стоит ее читать, да) Нам, преподам философии, всегда ясно нежелание это дело перечитывать) Оно стУдентам интересно, но - не в той степени)
Изв, если помешала, исчо раз)
да нет, не помешали, что вы. Просто я долго не могла сформулировать этот вопрос, вот так и вышло
Не то что скучно, просто слишком напрягает меня разбираться в хитросплетениях чужих слов о чем-то абстрактном. Я их не могу читать быстро, а долго читать книги я просто банально не люблю.
Очень хорошая книжка!
Но всё же, как мне кажется, Зенон был очень большим пессимистом ))))
Все ведь видели, что Ахиллес догоняет черепаху, что стрела летит, что дробящаяся дистанция всё равно преодолевается, что два длинных предмета, движущиеся навстречу друг другу, движутся с удвоенной скоростью... Но ему что-то мешало согласиться с этой видимостью...
Ладно. Я про это всё же отдельно напишу )))
ему что-то мешало согласиться с этой видимостью
Вот-вот) Он ее и считал именно ВИДИМОСТЬЮ) А она - кажущееся, а не истинное)
Кажущимся он считал то, что дается нам в ощущениях) То есть, то, что мы видим Ахиллеса, легко догоняющего черепаху - обман) Если не помните, почему так - долго говорить, но могу попробовать, если надо) легче прочитать учебник по истории философии)
Логически рассуждая о дискретных пространстве и времени, не принимая притом диалектики и руководствуясь только формальной логикой, которая запрещает любые противоречия (а, значит, и отвергает всяческое развитие и изменение изучаемых объектов), он приходил к выводу: мнения современников неправильны) Апории не утверждают, что прав только он сам) Они показывают современникам Зенона, что их мнения с рациональной точки зрения ложны) если сделать поправку на древнегреческие понятия пространства и времени, к примеру, и рациональное постижение истины понимать так, как элеаты его понимали) То есть, отбрасывали они все ощущения, как кажущееся) И видимое ими ничего не могло доказать, с их точки зрения)
Так что, как я понимаю, вам недостаточно ясен главный принцип элейской философии) Потому и вопросы возникают) Могу написать о нем, но, как уже говорила, это в каждом учебнике есть)
Спасибо ))) Мне-то как раз тут всё ясно )))
Тем более, нельзя говорить о какой-то обобщенной "элейской" философии, когда Платон полностью противопоставляет свое учение Протагору, а Аристотель уже не соглашается со своим учителем Платоном.
Однако если Вы хотите написать об апориях, или, предположим, о понятиях времени и пространства, или об Аристотелевой силлогистике, или о пифагорейских воззрениях на числа, или об Архимеде и его учении, или ... ... одним словом — о чем угодно, пишите, пожалуйста.
Неважно, ЧТО есть в каждом учебнике!
В учебниках есть всё, но если смотреть с этой точки зрения, существование сообщества, подобного этому, вообще не имеет смысла.
А я всё же надеюсь, что это не так.
Варнинг: много текста)
читать дальше
Но никто ведь не спорит с Вашим основным постулатом: для эллинов того времени апории Зенона представляли настоящие неразрешимые парадоксы.
И я, например, как человек, прочитавший не одну книгу по философии античности, всегда не просто восхищалась, а испытывала неземной восторг и безграничный пиетет к тем людям, которые дошли до всего этого. (Как математику мне гораздо ближе Архимед, Пифагор, Фалес и др., но я хорошо знакома также с трудами Платона, Аристотеля, неоплатоников (особенно) (с подачи Лосева), ну и etc.)
Но не могу Вас понять... Никто ведь не оспаривает их заслуг, которые по большому счету, даже не знаю, с чем сравнить...
Однако ведь такова жизнь: с высоты наших ошибок нам яснее видны их заблуждения.
И вопрос, заданный Минорити, на мой взгляд был вполне невинным.
Так же, как не вижу особой крамолы в выступлении Вашего оппонента N.
Возможно кому-то, кто в философии не разбирается на Вашем уровне, будет интересно это почитать)
Чтоб на виду было?
Сразу говорю - в математике ничо не понимаю) Только на общеобразовательном уровне) А то, что говорили философы-математики о числе, к примеру, могу пересказывать, если нужно)
))) "Если нужно" здесь не слишком уместно. Если хочется!
Пифагорейское учение о числах: треугольных, квадратных, прямоугольных — меня всегда приводило в трепет )))
А уж в исполнении профессионального философа — это очень интересно!
А насчет вот этого:
И повешу все вместе) или по-отдельности лучше?)
Мне кажется лучше писать короткие записи. Они лучше "усваиваются". Это не в обиду аудитории — это обычный психологический факт.
Я бы и этот Ваш комментарий на несколько частей разбила.
Уж мы-то почитаем )))
Турмалин диалог - сплошная софистика
Натурально исчисление Ньютона-Лейбница!
А насчет диалога — не всё так просто...
по моему... тут есть ...э.. ну што ли белые пятна
осбенно в битие-небытие... Необходима цитата уж прости
- Славно, Сократ,- сказал Парменид,- помкщаешь ты единое и тождественное одновременно во многих местах, все равно как если бы, покрыв многих людей одною парусиною, ты стал утверждать, что единое все целиком находится над многими. Или смысл твоих слов не таков? - Пожалуй, таков,- сказал Сократ. - Так вся ли парусина будет над каждым или над одним - одна, над другим - другая ее часть?
- Только часть.
- Следовательно, сами идеи, Сократ, делимы, сказал Парменид,- и причастное им будет причастно их части и в каждой вещи будет находиться уже не вся идея, а часть ее.
- По-видимому, так.
- Что же, Сократ, решишься ты утверждать, что единая идея действительно делится у нас на части и при этом все же остается единой?
- Никоим образом,- ответил Сократ.
- Смотри-ка,- сказал Парменид,- не получится ли нелепость, если ты разделишь на части самое великость и каждая из многих больших вещей будет большой благодаря части Великости, меньшей, чем сама вкликость?
- Конечно, получится нелепость,-ответил Сократ.
.........................................
-Но с другой стороны, Сократ, если кто, приняв во внимание все только что изложенное и тому подобное, откажется допустить, что существуют идеи вещей, и не станет определять идеи каждой вещи в отдельности, то, не допуская постоянно тождественной себе идеи каждой из существующих вещей, он не найдет, куда направить свою мысль, и тем самым уничтожит всякую возможность рассуждения. Впрочем, эту опасность, как мне кажется, ты ясно почувствовал.
©КЕФАЛ
КАК ЖЕ Ж ИМ ТЯЖЕЛО БЫЛО!
...
И нам ведь — ничуть не легче!!! Мы же всё с тем же сталкиваемся. И весь марксизм-ленинизм не смог ничего с этим сделать...
"Идейная синергетика", блин!
О, я термин придумала )))))))
интересно, почему они все так любят все усложнять и запутывать?
философы