Лямбда окрестность множества Жизни
Я преподаю математику более 5 лет. Параллельно читаю экономические дисциплины, был опыт прочтения IT-дисциплин. Из года в год прослеживается одна тенденция: студенты боятся математики. В их мозгу стоит мощный заслон на этот предмет. Они легко осваивают азы системного анализа, который, на мой взгляд, более тяжел для восприятия, но в упор отказываются разбираться в математике.
Как преодолеть заслон и победить студенческую не любовь к предмету? И был ли у вас страх перед каким-либо математическим разделом или всем предметом и как вы это преодолели?

P.S. Если пост не по теме сообщества, я заранее не возражаю против его удаления

@темы: Органон, Вопросы

Комментарии
28.11.2007 в 21:53

На плечах гигантов, на спинах электронов
lyambda а я думала ты у себя в дневнике это спрашиваешь )))
думаю: надо же, какая Лямбда вдруг вежливая стала )))

У меня тут наблюдения самые печальные...
Сейчас попытаюсь сформулировать.
28.11.2007 в 21:57

Лямбда окрестность множества Жизни
Дилетант :-D ты думала, что я законченная хамка?
Я могу перенести пост к себе, но у тебя здесь побольше профессионалов
28.11.2007 в 22:01

На плечах гигантов, на спинах электронов
lyambda можешь и там и там повесить )
Я против "здесь" не возражаю ))))
28.11.2007 в 22:38

Простыми словами
lyambda я преподаю информатику, и у меня студенты четко делятся на тех, у кого в школе были хорошие учителя, и всех остальных.
Можно услышать например такое: я информатику НЕ ЗНАЮ ВООБЩЕ! У нас в школе мы только в игрушки играли.
Так пардон: семестр на исходе. Люди! Я же вам С НУЛЯ всё рассказывала и показывала, а вы мне теперь ТАКОЕ говорите!
Получается, что когда что-то новое воспринимается как "новое", оно воспринимается открыто, незашоренно. А если что-то с таким НАЗВАНИЕМ уже было (и неважно, что начинка уже совсем другая) — всё! Штамп уже стоит: Не знаю, не могу, и никогда не узнаю.
Точка.

И тут же честно глядя в глаза могут спросить: а вы мне автомат поставите?
28.11.2007 в 23:14

Коррекция детской лопоухости
Они легко осваивают азы системного анализа, который, на мой взгляд, более тяжел для восприятия, но в упор отказываются разбираться в математике.


думаю тут во многом психологические барьеры: если положить доску на пол и заставить по ней проити 100 человек, то процентов 80 пройдут по ней не покачнувшись ... а если ту же доску положить над ямой и заставить тех же 100 человек по ней пройти, думаю более половины рухнет в яму
28.11.2007 в 23:22

Лямбда окрестность множества Жизни
chebur12 и что с этим делать?
28.11.2007 в 23:35

Коррекция детской лопоухости
lyambda гм... вспоминаю... многолетней давности предвыборную компанию Жириновского (он у меня тема дня)... : "....мы возмем автоматы и будем их отстреливать (с)...."
в данном случае имею ввиду тех школьных учителей, которые навешивают ярлыки на детские души и преподносимые знания....
И причина не в том что учителя - плохие люди, а в том, что у учителей вообще, и учителей математики в частности - плохие знания......
... Недостаточное владение преподаваемым предметом приводит к усложнению подаваемых знаний. Это-то, что-то сродни ширмы за которую прячется неумеха, чтобы скрыть, замаскировать излишним наукообразием, нагромождением сложных конструкций, свою косность и узколобость...
Самым трудным в преподавании - является формулировка базовых, элементарных определений и категорий.... фундамента на котором строится все наукознание в любой предметной области
28.11.2007 в 23:38

Лямбда окрестность множества Жизни
chebur12 и как с этим бороться?
28.11.2007 в 23:42

Коррекция детской лопоухости
lyambda :-D:-D гаварюж - атстреливать:-D.. шутка
всех уволить к едрене фене ...
"....все поделить"....
зы
чувствую себя в роли шарикова "... дающего советы вселенского масштаба и вселенской же глупости":-D
29.11.2007 в 00:24

Самый опасный хищник в мире
lyambda
а можно поинтересоваться, является ли математика профильной дисциплиной (т.е. насколько математика соотносится со специальностью студентов, которым ты читаешь)?

Расскажу про свой поток: таких, кто боялся математики, наверное, не было, и я это связываю с тем, что вуз технический, и кто туда попал, не новички в математики (пусть это и не матмех, но всё же). Был вступительный экзамен по математике, к которому надо готовиться и просто так не сдать - уже тут идёт отсев непонимающих математику: либо пойми, либо не иди.
Зато описанные тобою проблемы поначалу были с информатикой и физикой, хотя у меньшинства: но так как эти дисциплины читались, как и читает Дилетант , "с нуля", то проблемы вскоре сошли на нет.
Математика - единственная дисциплина (или дисциплины), которая не начинается "с нуля" в университете, а новые знания ложатся на старые, и ежели старые не очень прочные, то и новые тоже не укрепляются.

В качестве решения проблемы заслона мне кажется наиболее удобным попробовать "задавить" логикой: лично мне всегда нравится, когда понятно, откуда появляется каждая строчка, как она вытекает из предыдущей - наличие логики способствует пониманию и обретению уверенности в собственных знаниях и понимании предмета, что и поможет убрать заслон.
29.11.2007 в 06:33

Неизвестный смайлик.
Amicus Plato Кстати, это тоже штамп - я тому пример.
В школе я информатику не знал. Ну вот просто не знал. Единственное, что умел делать - это считать в двоичной системе и уже к концу 11 класса научился в бейсике рисовать линии :)
Пришел в институт - тут паскаль. Весь ВЕСЬ первый семестр по паскалю я можно сказать прогулял. Часть я действительно прогулял, часть были причины. Не важно, главное - что я на паскале появился только на первых двух и последжних двух парах.
С грехом попалам сдал на три экзамен, но паскаль был еще и во втором семестре.
В общем я взял учебник выучил и в итоге сдавая по две-три лабараторки на одну нужную получил автомат в середине семстра.

Так что психологический барьер может и есть, но он на 80% состоит из лени.
29.11.2007 в 06:34

Неизвестный смайлик.
Dieter Zerium "В качестве решения проблемы заслона мне кажется наиболее удобным попробовать "задавить" логикой: лично мне всегда нравится, когда понятно, откуда появляется каждая строчка, как она вытекает из предыдущей - наличие логики способствует пониманию и обретению уверенности в собственных знаниях и понимании предмета, что и поможет убрать заслон."

Видишь в чем дело - ты же математик (вроде). Тебе логика нравится. А кому-то может и не нравится. Мне например никакая логика не поможет проджержаться всю лекцию по матанализу, к середине я неизменно бросаю слушать препода и кемарю оставшуюся часть. :)
29.11.2007 в 11:17

Лямбда окрестность множества Жизни
Dieter Zerium я сама понимаю материал если прослеживается логика в изложение. Стараюсь, но кажется безуспешно

Паломник Оптимизма полностью согласна, а у меня была похожая ситуация с матаном в первом семестре
29.11.2007 в 12:13

На плечах гигантов, на спинах электронов
lyambda ты стараешься вовсе не безуспешно! Я на твоих лекциях, конечно, не сидела, но надеюсь, всё же здесь несколько "могу судить" )))) Лектор ты прирожденный! )))
И вот тут как раз вопрос смыкается с тем, о чем говорит Паломник Оптимизма

Паломник Оптимизма То, что ты называешь моим "штампом" — это, к сожалению, НЕ штамп. Это извлеченные из горьких реалий выводы.
Просто бывают разные вузы, бывают разные студенты...
Мы с Лямбдой просто сейчас оказались в патовой ситуации.
Вузы далеко не элитные (с соответствующим контингентом) должны давать образование, соответствующее государственным стандартам. А студенты этих вузов (не все, конечно, но статистически очень значимая часть) не могут эти знания воспринять. Отчислить их невозможно. Рычагов никаких в руках преподавателя нет. При этом они считают себя в праве открыто тебе заявлять, что твой предмет им не нужен, неинтересен, и не пошли бы вы в *опу.
Понимаешь?
А я по нескольку дней к каждой лекции готовлюсь.
Чтобы, как говорит Dieter Zerium внести эту самую логическую стройность. Чтобы на пальцах всё было понятно. Чтобы чистые абстракции привязать к чему-то, что они могли бы воспринять...

Вот и спрашивается нафига?

Когда ты со второй пары зовешь их всех — 80 человек — по имени, а они к концу семестра не в состоянии выучить, как тебя зовут?
(Ну, это я уже так... не в дугу... просто заедает это всё...)
29.11.2007 в 12:21

Лямбда окрестность множества Жизни
Дилетант ты мне льстишь. Я на студиков начала срываться, а это не допустимо
29.11.2007 в 12:22

На плечах гигантов, на спинах электронов
lyambda я тоже уже срываюсь (((((((((( жуть (((
29.11.2007 в 14:42

Самый опасный хищник в мире
Паломник Оптимизма Видишь в чем дело - ты же математик (вроде). Тебе логика нравится. А кому-то может и не нравится. Мне например никакая логика не поможет продержаться всю лекцию по матанализу, к середине я неизменно бросаю слушать препода и кемарю оставшуюся часть

Поэтому я и спросил lyambda, студентам какого факультета она читает: я как-то странно представляю технаря, который не дружит с мат. логикой. А вот гуманитария - запросто.
Если мат. логика не поддаётся понимаю, наверное, и не стоит свою жизнь и дальнейшее образование связывать с математикой/физикой/техникой.

Если говорить о моём образовании, то я не чистый математик, а что-то среднее между математикой, физикой, техникой (инженерией) и программированием, в общем, будущий магистр техники и технологий. Но техники там не так много. А математика их всех составляющих наиболее крепка, т.к. я чувствую уверенность в ней.
Это специфика именно математики: вряд ли можно быть так уверенным в своём понимании предмета ещё в другой дисциплине (кроме логики): в других дисциплинах всегда много путей решения, и все они неидеальны, так что надо сравнивать достоинства и недостатки, приписывать им веса и определять оптимальный путь по какому-то критерию (например, по потерям, затратам, времени, трудоемкости, стоимости...) - уверенность сразу падает, потому что никакой другой предмет нельзя понять на 100%

lyambda
я сама понимаю материал, если прослеживается логика в изложение. Стараюсь, но кажется безуспешно
а другого пути я и не вижу((
Если у людей проблемы с логикой, математику им трудно изучать.
Но вот если у кого-то логика "спит", то твои старания приведут к "пробуждению" её, так что совсем не зря!!
29.11.2007 в 14:49

Самый опасный хищник в мире
Дилетант
Когда ты со второй пары зовешь их всех — 80 человек — по имени, а они к концу семестра не в состоянии выучить, как тебя зовут?

Как у вас всё цивильно!
У нас преподаватель даже фамилии не запоминает: даже если каждое практическое занятие сидишь перед ним (причём, я считаю свою внешность запоминающейся), он при перекличке высматривает тебя по всей аудитории. Имена вообще не употребляются, только если знакомы более тесно (например, если преподаватель научный руководитель)
Соответственно, и студенты по большим праздникам вспоминают имя-отчество лектора, фамилию помнят почти все, хотя есть и такие, кто к середине семестра не видел преподавателя ни разу.

А в следующем семестре мало кто и поздоровается в бывшим лектором...

Может, и не стоит всех так уж усердно запоминать?
29.11.2007 в 14:56

На плечах гигантов, на спинах электронов
Dieter Zerium при чем тут "усердно"?
Во-первых, мне легче общаться со знакомой аудиторией нежели с незнакомой ))))
Во-вторых, чем раньше я их запомню, тем лучше пойму, кто на что способен...
А в-третьих, это элементарное уважение...
Мне приятно, когда кто-то обращается ко мне по имени. Думаю, любому приятно...

Ну и наконец, это моя работа. Если я с этими людьми провожу столько времени и трачу на них столько сил, и запоминаю, как их зовут, что ж мне делать вид, что я не помню??? ))))))))
29.11.2007 в 15:06

Неизвестный смайлик.
Дилетант lyambda у нас просто другая система. Веся кафедра ЕНИ от высшей математики до теплотехники - вся бюджетная. Там преподаватели имеют реальные рычаги.
А у вас сложнее, чего уж там. Но на счет "предмет не нужен", "Не пошел бы ты в..." и т.д. - это конечно свинство. Всему курсу нафиг не сдалась история математики. Потому что никому это не было интересно\нужно - когда это Энштейн родился к примеру. Но это же непрофильный предмет, а у вас я так понимаю - профильный, верно? Короче бейте студентов указкой :)
29.11.2007 в 16:24

Самый опасный хищник в мире
Дилетант
Согласен, у вас лучше)
Может, у нас так потому ,что до сих пор (4 курс) мы не имеем своих кафедр: все бакалавры учатся по одной программе...
29.11.2007 в 17:21

Самым трудным в преподавании - является формулировка базовых, элементарных определений и категорий.... фундамента на котором строится все наукознание в любой предметной области :hlop: как бывший школьник и отец 9ти летней дочери, думаю нелюбовь к математике начинается еще в школе, но даже при "слабом" учителе понимание и интерес приходит, когда предмет популяризуют, помню прочитал в детстве много полухудожественных книг по занимательной математике, а еще увлекает история предмета, откуда что пришло и зачем. Нелюбовь идет от непонимания. Нахрен эти интегралы? Закорючки какие-то, ведь правда же? :laugh:
Как бывший студент технического ВУЗа: большинство моих одногруппников шло на факультет нефти и газа не особо задумываясь, что там нужно знание математики и по ходу обучения для них она была одним из самых геморройных предметов (вступительные экзамены по математике были не очень сложные, я бы сказал :) ) Мда, понимание того, что в тех. ВУЗе без математики - никуда, пришло к ним где-то к курсу 3-му вместе с прикладными задачами по специальности ;)
29.11.2007 в 17:23

когда это Энштейн родился к примеру ну вообще-то, вы им объясните почему Эйнштейн умницо для начала :laugh: может они и спросят когда он родился (хотя вряд ли), потому как Эйнштейн в их глазах - это сумасшедший ученый с высунутым языком :laugh:
29.11.2007 в 17:40

И был ли у вас страх перед каким-либо математическим разделом или всем предметом и как вы это преодолели? в школе был страх перед тригонометрией, все эти синусы, косинусы и тангенсы, было непонятно зачем это все такое нужно, особенно после изящных теорем геометрии. Поэтому тупо выучил :laugh: Понимание удобства опять же пришло с прикладными задачами по физике.
29.11.2007 в 17:53

Неизвестный смайлик.
"Нахрен эти интегралы? Закорючки какие-то, ведь правда же?"
Жжошь. Поддерживаю! :)
29.11.2007 в 18:16

Коррекция детской лопоухости
не могу сказать, что у меня в институте были мысли по поводу "нахрен мне этонужно".... а про школу вообще говорить нечего...
что-бы поступить в институт - нужно знать это и это... и этого мне было достаточно....

развратили общество эти педпроиски в области доминант и альф. профильных классов и дефективных отсевов... дефективные же их и придумали, чтобы можно было манкируя чужой дефективностью прятать свою...
сбрасывать на гуманитарий-негуманитарий гнилая отмазка.... самые главные математики и логики - лингвисты и философы... что кстати косвенно подтверждает предыдущий постAmicus Plato



а на счет тригонометрии :-D - она меня завораживала... щаз правда ничего не помню
29.11.2007 в 21:04

На плечах гигантов, на спинах электронов
Dieter Zerium :-D чем же у нас лучше? )))
Я вообще только первые курсы веду. Это каторга. Они всё еще пытаются то стул из-под меня вытащить, то еще как-нибудь "эту учительшу" пронять! )))

Shumka про популяризацию полностью поддерживаю (для чего и это сообщество создано!), только вот в должностных инструкциях у учителей это не прописано! А настоящих энтузиастов очень и очень мало... И вот преподавателю поступает искалеченная неправильным обучением аудитория. Что ему делать в такой ситуации?

Паломник Оптимизма ага... а сам-то про теорему Ферма пишешь ))))

chebur12 я уже совершеннейший пессимист... вот у Лямбды в дневнике под таким же постом просто и ясно написано, что дело исключительно в том, что мы бездарные преподы. А если так, то получается и тема эта смысла не имеет...
29.11.2007 в 21:08

Самый опасный хищник в мире
Дилетант :-D
Хорошо ещё, кнопки не подкладывают)
29.11.2007 в 21:12

На плечах гигантов, на спинах электронов
Dieter Zerium ты знаешь, натурально из-под задницы стул вытащили в понедельник ))) чуть не рухнула )))
29.11.2007 в 21:15

Самый опасный хищник в мире
Дилетант
Веселые у тебя детки)